Отличие между наружной рекламой и информационной вывеской имеет существенное значение для юристов и руководителей компаний и закреплено на законодательном уровне. Получается следующее: рекламу согласовать сложнее и дороже раз в 10. Кроме того, различаются способы подачи документов и размер штрафов.
Реклама — информация, которая распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламной конструкцией признается средство стабильного территориального размещения наружной рекламы, прочно связанное с объектами недвижимости и не предназначенное для перемещения.
Понятие «вывеска» на текущий момент на законодательном уровне не закреплено. Вместе с тем, исходя из положений Закона РФ «О защите прав потребителей» можно вывести следующее определение понятия:
Вывеска — информация, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя, а именно — фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Понятие информационной вывески
Закон «О защите прав потребителей» в ст. 9 раскрывает перечень информационных сведений, которые должны быть размещены на вывеске:
- фирменное наименование организации;
- адрес (местонахождение);
- режим работы;
- расшифровка вида деятельности (в случае ее обязательного лицензирования и/или госаккредитации).
К данным сведениям можно отнести:
- указание входа в здание;
- пути эвакуации в случае пожара;
- иные сведения, распространение которых является обязательным и/или соответствует сложившимся обычаям делового оборота, а не призвано служить рекламным целям (т. е. поддерживать интерес к товарам, способствовать их продвижению на рынке).
ФАС и ВАС о разнице между рекламой и вывеской
Федеральная антимонопольная служба России и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно в своих письмах разъясняли позицию по квалификации конструкций в качестве информационных либо рекламных. В частности, ими являются письма ФАС России № АК/47658/13 от 28.11.2013 года, № АК/1829 от 24.01.2011 года, № АК/6745 от 15.03.2010 года, письмо Президиума ВАС РФ № 37 от 25.12.1998 года с обзором практики по спорам, связанным с применением законодательства о рекламе, постановление Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
При желании можно ознакомиться с этими документами в деталях, но если коротко, то политика ФАС и ВАС относительно разграничения рекламных и информационных конструкций сводится к следующему. Реклама — это всегда информация о конкретном товаре с указанием его индивидуализирующих признаков, размещенная вдали от места нахождения организации.
При размещении такой информации в непосредственном месте торговли, например на АЗС, в том числе на щитах и световых табло, она рассматривается не как реклама, а как выполнение требований Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8, 10 — право потребителя на достоверную и своевременную информацию о товаре).
Сравнение вывесок
Целевое назначение. Расположение вывески преследует цель оповестить неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа, довести до сведения потребителя наименование и режим работы. Размещение же рекламной конструкции преследует иную цель — привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Параметры конструкции, вид и оформление имеет значение. О рекламном назначении конструкций можно сделать вывод основываясь на совокупности обстоятельств. Например, количество и внешний вид конструкций, характер их оформления, наличие у входа в магазин значительно меньшей по размеру таблички, отвечающей признакам вывески.
Кроме того, в некоторых регионах муниципальными правовыми актами установлены дополнительные требования к информационным конструкциям (вывескам). Например, допустимый размер вывески, возможное количество вывесок, размещение вывески на фасаде здания, содержание вывески и т.п.). Нарушение данных требований будет свидетельствовать о том, что размещены именно рекламные конструкции.
Вывеска должна быть рядом со входом в здание. Для квалификации конструкции как вывески, а не рекламы важно место ее размещения. Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация… Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией (Письмо ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама»).
Нужно ли получать разрешение на размещение вывески и рекламы?
Необходимость получения разрешения на размещение конструкции зависит от того, выступает ли данная конструкция рекламной или же это вывеска (информационная табличка). Если на размещение наружной рекламы необходимо разрешение, то на размещение вывески получать разрешение органа местного самоуправления в порядке статьи 19 закона о рекламе не требуется.
Также не требуется получение разрешения на размещение информации, которая в силу закона не является рекламной и обязательна к размещению.
Статьей 14.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию. Размер штрафа для юридических лиц составляет от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей.